Что могут облака?

Закрывая глаза на широкомасштабную популяризацию, рынок фактических (реальных) услуг в узкогрупповом секторе вырастает и формируется по весьма корпоративному пути. И в мире и в Украине практика воплощенных в жизнь проектов показывает, что заказчики переносят в «облака» часть бизнес-процессов, и не отказываются от собственных систем. Понятие «проект» взято не беспричинно. Для средних и крупных предприятий даже выборочный переход в «облако» — задание сложое, требующее навыков, знаний, безукоризненного понимания технических аспектов в совокупности с бизнес-логики процессов, передаваемых на внешнее обслуживание.

Анализируя проекты и предложения операторов сегодня в корпоративном секторе, возможно увидеть около десятка популярных типов «облачных» сервисов. Три из которых всем довольно хорошо известны и являются базовыми. Но все же повторим:

IaaS-SaaS-PaaS

  1. Аренда вычислительных ресурсов, по требованию – то, что называется IaaS (англ. Infrastructure as a Service; инфраструктура, как сервис);
  2. «Платформа, как сервис» — PaaS (англ. Platform as a Service), подразумевающая операционные системы, среду для разработки и тестирования;
  3. ПО в аренду – SaaS (англ. Software as a Service). Примером SaaS являются популярные приложения MS Office 365 или «облачная» версия 1С.

Но на этом комплект потенциала современных «облаков» не заканчивается. С развитием технологий появляются инновационные решения, для более узких и специализированных направлений. Наименования, указанные ниже, все XaaS, виртуальны, потому что терминология словаря данной специфики в на стадии формирования.

К примеру, потребность поддержки постоянно растущего хранилища, при увеличениях объемов корпоративных данных. И конечно же лучше, если наращивание будет автоматическим, по ходу развития задачи, ровно на столько на сколько нужно в определенный период. «Облачная» СХД намного лучше справляется с таким условием. Заказчик, пользующийся Storage as a Service, приобретает безграничный в объемах сетевой жесткий диск, который в свою очередь защищен от аварий и сбоев оператором услуг. Одной из модификаций такого рода услуги служит Backup as a Service – хранение резервной копии данных в облаке. Усовершенствованным выполнением BaaS есть Recovery as a Service.

Этот подход имеет ввиду не только хранение до востребования резервных копий, а и процедуры их скорейшей интеграции в продуктивную систему предприятия в случае сбоя основного источника данных. На практике RaaS – это целый комплекс процедур и регламентов, обеспечивающих бесперебойную работу ИТ-систем заказчика. Достаточно новым и интересным сервисом является «журналирование» действий – Loggin as a Service (LaaS). Основная суть в том, что большинство предприятий хотели бы, а некоторые на законодательном уровне обязаны, фиксировать любые действия, происходящие с важными данными. Исключительно все изменения пишутся в лог-файлы, из которых те или иные могут быть довольно объемными. К тому же важность подобных журналов вынуждает делать резервные копии, которые должны быть доступны по первому требованию, к примеру, для аудита или разбора какого-либо инцидента.

Систему журналирования возможно организовать самостоятельно, стоит заметить, что за последний период «облачные» провайдеры предлагают и такой сервис, как LaaS. Электронная почта и средства защиты каналов связи, виртуальные АТС и целые сетевые инфраструктуры на базе VPN, инструменты разработки и тестирования приложений, системы автоматизированного проектирования (САПР) также имеются в числе «облачных» сервисов.

В связи развитием технологий перечень изо дня в день увеличивается. За последнее время появились отдельные сервисы, предлагающие услуги удаления данных. За относительно маленькую оплату специалисты удалят все данные компании, продуктах, отдельных людях и др., во всех открытых интернет-источниках – полностью или за определенный период времени.

Оригинал статьи размещен на http://www.sib.com.ua/index.html

Бизнес в «облаке»: Что могут облака?